Министерство финансов считает повышение военного сбора более предпочтительным вариантом финансирования роста оборонных расходов по сравнению с увеличением налога на добавленную стоимость, аргументируя своб позицию защитой уязвимых категорий населения.
“Повышение этого налога (НДС) автоматически приведет к росту цен на основные товары, в частности, лекарства и базовые продукты питания: хлеб, молоко, масло и т.д. Для уязвимых категорий граждан, например, людей пенсионного возраста, даже незначительное повышение цен на базовые продукты питания может стать значительным финансовым бременем”, — говорится в разъяснении Минфина на его сайте.
По мнению министерства, предлагается более социально справедливая модель, которая предусматривает установление военного сбора, в частности, на товары, не являющиеся товарами первой необходимости, такие, как автомобили, недвижимость и ювелирные изделия.
Ранее на это неделе аналитические центры, бизнес-ассоциации и отдельные бизнесы раскритиковали предложение правительства об увеличении военного сбора, в частности, введение сбора 1% от дохода юрлиц, фактически являющегося налогом с оборота, и увеличения военного сбора с заработной платы с 1,5% до 5%. Среди предложений к правительству было рассмотреть в качестве альтернативы возможности повышения НДС, детенизации и улучшения работы контролирующих органов.
В то же время Минфин в своём разъяснении не упоминает предложение о военном сборе в 1% от доходов и увеличение военного сбора с зарплаты, хотя, по его оценкам, они должны принести соответственно 50,5 млрд грн и 45,5 млрд грн из 138,7 млрд грн дополнительных доходов.
Министерство вновь подчеркнуло, что с начала 2024 года, из-за значительной задержки со снабжением оружия от наших партнёров, были вынужденно увеличены расходы на сектор безопасности и обороны на сумму около $6 млрд, а в настоящее время с учетом новых запросов Сил обороны и других военных ведомств необходимость в их дополнительном финансировании оценивается в 500 млрд₴
“Предлагается наиболее мягкий вариант финансирования дополнительных военных потребностей среди всех возможных, состоящий из двух частей: почти три четверти … предлагается обеспечить не за счёт пересмотра налогов (361,6 млрд грн). И только одна часть (138,7 млрд грн) — за счёт пересмотра акцизов, военного сбора и некоторых других мероприятий”, — указал Минфин.
Как сообщалось, среди основных инициатив правительства — повышение ставки военного сбора с доходов физлиц с 1,5% до 5% (оценка дополнительных доходов около 45,5 млрд грн) и уплата его ФЛП в размере 800 грн в месяц (2,3 млрд грн), а также введение военного сбора для юрлиц и ФЛП 3-й группы в размере 1% дохода (50,5 млрд грн).
Предложено также повысить или ввести там, где его сейчас нет, военный сбор 5% на мобильную связь (0,9 млрд грн), покупку банковских металлов (0,02 млрд грн) и недвижимости (за исключением одного объекта в год) (1,2 млрд грн), 15% — на покупку легковых авто для их первой регистрации в Украине (10,2 млрд грн) и 30% — на покупку ювелирных изделий с уплатой его розничными продавцами (0,14 млрд грн).
Среди других нововведений — ежемесячная уплата авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий розничными продавцами горючего в размере 0,5 мзп из расчета на 1 куб. м резервуаров для хранения горючего (8,3 млрд грн), установление специфической ставки акцизного налога в размере 0,1 евро за 1 литр напитков с добавлением сахара или других подсластителей (2,4 млрд грн), понижение порога беспошлинных посылок из-за рубежа с EUR150 до EUR45 (3,3 млрд грн).
Ожидается, что в 2025 году эти меры позволят пополнить госбюджет уже на 341,9 млрд₴