В Украине разрабатываются изменения в области регулирования фармацевтического рынка. Министерство здравоохранения предложило ограничить маркетинговые соглашения, запретить ретробонусы и внедрить электронные торги между производителями.
Тем не менее, эти инициативы вызвали множество вопросов — народные депутаты и представители фармацевтического бизнеса подчеркнули, что любые изменения должны учитывать интересы всех участников рынка и соответствовать европейским стандартам.
Чтобы достичь компромиссного решения, в Верховной Раде решили создать отдельный законопроект. 30 января в подкомитете комитета ВР по вопросам здоровья нации состоялось учредительное заседание, на котором народные депутаты, производители, аптечные сети и фармацевтические организации обсудили дальнейшие шаги.
Глава правления "Всеукраинской фармацевтической палаты", член совета Международной федерации фармацевтов и член Американской ассоциации фармацевтов Олег Климов в интервью УНН рассказал о том, как работает регулирование фармацевтического рынка в ЕС, почему важно избегать чрезмерного вмешательства государства в процессы ценообразования и какие механизмы следует заимствовать из европейской практики.
- В настоящее время при комитете ВР по вопросам здоровья нации создана рабочая группа, которая должна разработать комплексный законопроект по регулированию фармацевтического рынка. Как вы оцениваете эту инициативу?
Этот законопроект по регулированию фармацевтического рынка давно назрел. Если рассматривать опыт европейских стран с эффективной экономикой, такие законы были приняты много лет назад как основополагающие, на базе которых строилась система здравоохранения, основываясь на инвестиционной привлекательности. Поэтому нельзя рассматривать разработку этого законопроекта как часть какой-то фрагментарной системы здравоохранения, существующей в Украине. Он, по нашему глубокому убеждению, должен быть частью общей системы здравоохранения и в первую очередь отвечать интересам пациентов.
Что касается инициатив, то мы с народными депутатами и Министерством здравоохранения уже несколько лет обсуждаем, что в системе здравоохранения Украины назрела необходимость системных реформ, а не фрагментарных. Проблема в том, что одной из самых больших трудностей в Украине является то, что все реформы в здравоохранении, происходившие за весь период независимости, носили исключительно фрагментарный характер. Не была построена единая система, поскольку у каждого министра была лишь одна каденция. Мы знаем, что министр — это политическая фигура, и те реформы, которые начинались, с приходом следующего забывались, никто о них не отчитывался, и начинали с нуля, а потом спрашиваем: почему это работает в других странах, а в Украине нет. Потому что выдергиваются определенные фрагменты из различных систем, а каждая система имеет свои ключевые элементы, благодаря которым она функционирует.
Поэтому, как мы, участники фармацевтического рынка, сейчас ощущаем, все изменения, которые сейчас инициируются различными политическими силами и народными депутатами, направлены исключительно на то, чтобы сделать стоимость лекарств в аптеке доступной для пациентов, чтобы они не хватались за сердце при виде этой стоимости.
- Насколько важно, чтобы регулирование охватывало все звенья фармацевтического рынка — от производителей до аптек? Есть ли риск, что слишком жесткое регулирование одной части рынка может просто переложить финансовую нагрузку на другую?
Ни для кого не секрет, что стоимость лекарственных средств формируется на заводе-производителе, независимо от того, что он производит. В качестве примера мы берем европейскую модель, так как Украина взяла на себя обязательства адаптировать все действующее законодательство к европейским нормативам к 2025 году. В ЕС эти подходы имеют двойной характер.
На данный момент изменения и предложения, которые мы наблюдаем, далеки от истинного положения дел. Поэтому, когда мы говорим о регулировании цен, пациента интересует только то, сколько он заплатил.
Я приведу простой пример немецкой модели, по которой наши законодатели предлагают разработать ряд нормативных актов и законов для регулирования фармацевтического рынка. Например, в Германии препарат стоит на заводе 100 евро плюс различные наценки (дистрибьюторы, аптеки, фармацевтические услуги, оценка медицинских технологий), и на полке аптеки этот препарат стоит 137 евро 37 центов, но пациент платит не более 10%. Это связано с тем, что в Германии и странах Европейского Союза существует система обязательного страхования. В Украине же вся финансовая нагрузка ложится на пациента, и поэтому нашему пациенту, приходящему и видящему эту цену, становится плохо. Это первый вопрос.
Второй вопрос — мы начали с него — формирование цены. Цена не формируется на уровне какого-то одного участника рынка — необходим системный подход от производителя через импортера и дистрибьютора до аптеки. В Европейском Союзе цены производителю утверждает государство. В одной стране — дважды в год, в другой — один раз в год. Но производитель, утверждая цену у государства, раскрывает ее структуру: какая себестоимость продукции, какая инвестиционная составляющая, сколько маркетинговых затрат вложено в цену. То есть, вся структура цены утверждается государством, и тогда аптека законно получает все маркетинговые соглашения, а производитель законно их оплачивает. Все участники фармацевтического рынка находятся в равных условиях, потому что для всех существует прозрачная система. У нас это отсутствует.
Мы предлагаем провести анализ законодательных материалов Европейского Союза, показывая на примере каждой страны, как это работает. Но нам нужно определиться, модель какой страны мы будем использовать. Невозможно выдернуть один фрагмент из разных систем, это точно не будет работать, потому что функционирует именно система.
- Как вы оцениваете предложенные Минздравом изменения относительно маркетинговых соглашений и ретробонусов, которые были озвучены на заседании комитета ВР по вопросам здравоохранения? Стоит ли их запрещать или же нужен более сбалансированный подход?
Эти два предложения имеют право на существование. Но в том формате, в котором они были представлены обществу, они работают совершенно иначе в Европейском Союзе. В ЕС система ретробонусов широко распространена, и все правила четко регламентированы. Нет такого, "нет — нельзя, нам это не нравится", все элементы работают как часть определенной системы.
- Вы неоднократно подчеркивали, что Украина должна строить систему регулирования фармацевтического рынка по европейским нормам. Какие европейские практики, по вашему мнению, стоит взять за основу?
Любой дом строится с фундамента. Фундамент того, о чем мы говорим, — это наличие закона о самоуправлении, фармацевтических профессий и медицинских профессий. Далее — закон о фармацевтической деятельности. У нас он существует, но имеет определенные перекосы в том, что в него пытаются включить несвойственные для этого вида закона миссии. Этим законом нельзя регулировать хозяйственную деятельность, это должно быть прописано соответствующими законами о фармацевтической деятельности.
Далее, если мы говорим об открытии аптек: мы видим, что где-то аптеки находятся через полметра друг от друга, а где-то их нет вовсе. Поэтому здесь роль местного самоуправления очень велика, и местное самоуправление делает местный запрос к бизнесу: в этом регионе необходима аптека по изготовлению или аптечная сеть. У нас до сих пор отсутствует такой подход, который работает в Европе — классификация аптек по видам деятельности. У нас также отсутствует такой вид фармацевтической деятельности, как фармацевтический брокер.
В отличие, например, от Германии, у нас нет аптечных кооперативов. В ЕС особый статус имеет госпитальная аптека. Поэтому существует множество вопросов, а самое главное, у нас есть много возможностей, если мы внедрим европейские нормативы. Мы сейчас работаем над предложениями для Верховной Рады и министерств — если это будет учтено, то через 4-5 лет наши аптеки изменятся до неузнаваемости. Это будут аптеки с новым обликом и другим перечнем услуг, которые можно будет получить в аптеке. Об этом мы мечтаем и трудимся.
- Существует ли риск, что чрезмерное вмешательство в регулирование цен на лекарства приведет к дефициту отдельных препаратов?
<