пятница27 декабря 2024
hvylya.in.ua

Украинское Рождество: сохранение и возрождение традиций наших предков.

От языческих верований до современных практик — как эволюционировали традиции колядования, символика дидуха и другие обычаи.
Украинское Рождество: сохранение и возрождение традиций наших предков.

Рождество — один из самых любимых праздников украинцев, наполненный глубокими традициями и символикой. Он объединяет дохристианские верования, христианские ритуалы и современные обычаи, адаптированные к вызовам времени.

УНН общался с фольклористкой Яриной Закальской, чтобы узнать больше о происхождении, изменениях и возрождении рождественских традиций в Украине.

Происхождение рождественских традиций в Украине

"Весь календарный цикл в украинской традиции — это переплетение дохристианских языческих верований и христианских. Сегодня, когда мы говорим о Рождестве, мы в основном имеем в виду рождение Иисуса Христа, тогда как наши предки отмечали этот праздник 22 декабря, 21 или 1 января. 22 декабря — день зимнего солнцестояния, когда солнце начинает свое новое восхождение, дни становятся длиннее, а ночи короче. После 22 декабря ночи сокращались, а дни удлинялись. Это был поворот к новому году, новому дню и новому солнцу. Этот день также отмечался римлянами как день поклонения божеству", — рассказала фольклористка.

Она также отметила, что в Риме начали праздновать Рождество по христианским традициям в 330-х годах, в период 24-25 декабря.

"Таким образом, переход Украины на новоюлианский календарь был не только политическим шагом, но и естественным процессом. Эти изменения также поддерживались дохристианскими верованиями, которые мы можем наблюдать и сегодня", — добавила Ярина Закальская.

«Укрзализныця» запускает шесть дополнительных поездов на рождественско-новогодние праздники: что известно16 дек. 2024, 21:25 • 20373 просмотра

Что осталось неизменным

Несмотря на вызовы времени, многие традиции сохранились. Например, дидух и сейчас украшает дома, а соломенные "пауки" все чаще изготавливаются в городах во время мастер-классов. Обряды колядования и щедрования также остались в обиходе.

"Одним из основных рождественских атрибутов является дидух, первый или последний обжинок, который оставался необмолоченным. В разных регионах его называли по-разному — дед, колядник, сноп, король. В чем же его функция? Помимо того, что он символизирует урожай, дидух также служит поминовением предков. Солома связана с культом умерших. Дидух ставили на почетном месте, в углу, рядом с иконами. Его торжественно приносили перед ужином", — рассказала фольклористка.

Ярина Закальская добавила, что в некоторых регионах дидуха даже символически кормили — ставили тарелочку с яблоками или водой, чтобы почтить память умерших предков и "насытить" их души.

После праздников зерно обмолачивали и хранили до первого посева. А после праздников дидух сжигали, так как он впитывал негативную энергетику этого пограничного периода, когда души умерших приходили на землю.

Поэтому каждый год готовили новый дидух.

"Сегодня даже эта традиция возрождается. Хотя в городских условиях подготовить дидуха не так просто, но я знаю случаи, когда его хранят не один год, а как атрибут Рождества на протяжении нескольких лет", — добавила фольклористка.

Украинцы стараются придерживаться традиций или что-то восстановить, но иногда это упрощается.

"Моя коллега рассказывала, что, как я уже упоминала, дидуха сжигают, но его перед этим отделяют, молотят, отделяя зерно от колосьев. В одном ресторане пытались возродить эту традицию и сжечь дидуха, вроде бы все сделали правильно, но сожгли весь дидух, включая зерно. Это недопустимо, так как зерно хранили до первого посева, чтобы был хороший урожай", — сказала Ярина Закальская.

Таким образом, даже когда происходит упрощение, часто не задумываются над действиями, не осмысливают их и не понимают, как правильно это сделать.

"Еще один атрибут, который сохраняется и который, как я вижу, снова возрождается, — это соломенные пауки. Они не были распространены во всех регионах, но существовали, их изготавливали девушки накануне праздников. В дохристианском понимании паук — это символ Вселенной, так как он представляет собой объемную конструкцию, состоящую из различных маленьких частей, связанных между собой. Для изготовления одного маленького паучка требовалось 12 соломинок, которые резали на части и затем связывали. Эти паучки объединяли в одну конструкцию, образуя объемного паука", — поделилась фольклористка.

Что касается христианской версии, то она такова: когда Мария с Иосифом и Иисусом бежали от воинов Ирода, они нашли пещеру, где спрятались, а пауки сплели паутину.

"Благодаря этому воины Ирода решили, что пещера заброшена, так как она была покрыта паутиной. Поэтому паук в украинской традиции пользуется уважением", — отметила фольклористка.

Паук вешали к сволоку, сейчас обычно к потолку или люстре. Из-за постоянного движения воздуха, когда двери в доме открывались, паук начинал двигаться. Если паук останавливался, это считалось плохим знаком для хозяев.

Еще одним обычаем было наблюдение за движением паука: либо влево, либо вправо. Это также имело свое значение.

Если паук двигался вправо, это считалось хорошим знаком, свидетельствующим о гармонии и положительной энергии в доме, благополучии семьи. А если он двигался влево (против часовой стрелки), это могло быть предостережением о негативных изменениях.

Что касается распространенности паука, то сейчас, благодаря мастер-классам и популяризации традиций, он стал известен во многих регионах. По словам фольклористки, раньше этот обычай не был повсеместным.

Если говорить о дидухе, то, например, в Карпатах, где рожь не так хорошо родит, его могли и не ставить. Так же и кутья не всегда готовилась во всех регионах.

Несмотря на общие черты, каждый регион имеет свои особенности, но нет ничего однозначного.

Björk, Skepta и Tim Sweeney проведут новогодние трансляции на Apple Music: что будет на стриминговом сервисе 31 декабря19 дек. 2024, 15:25 • 119750 просмотров

Значение сохранения традиций

В условиях полномасштабной войны вопрос идентичности стал крайне важным. Наблюдается большой интерес к традициям и национальной идентичности.

"Я буквально на днях видела мастер-класс по изготовлению паука возле метро, о котором еще 10-15 лет назад мало кто знал. В музеях проводятся мастер-классы по изготовлению дидуха, рождественской звезды, с которой ходят колядники, ярмарки, фольклорные группы, которых в последнее время стало очень много", — рассказала фольклористка.

"Существует также много литературы на эту тему, хотя, к сожалению, не всегда качественной", — добавила Ярина Закальская.

Также заметно возросший интерес к традициям и приготовлению блюд. Возможно, не все готовят 12 блюд, но семьи все равно собираются за праздничным столом.

"Недавно я была на лекции в школе, где говорила с детьми о колядовании. Я спросила, ходят ли они колядовать, и они посмотрели на меня с удивлением. Максимум двое детей сказали, что ходят, потому что дед дает деньги. Это не то, что было раньше, когда ходили от дома к дому. Сейчас есть такие случаи, но это уже не так массово, как, скажем, мне бы хотелось", — сказала Я